12 августа 2020 года ушел из жизни народный художник Российской Федерации, академик Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина Михаил Владимирович Переяславец.
Михаил Переяславец родился в 1949 году в городе Москве в замечательной семье художников И.Н. Поповой и В.И. Переяславца, которая сформировала его жизненный вектор – жизнь в искусстве. В Московском Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова он учился у знаменитого профессора Л.Е. Кербеля, а окончив его, был принят по конкурсу в 1976 году в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Его приход в Студию был воспринят грековцами очень доброжелательно, как логичное продолжение творческой династии. Здесь бессменно служил его отец Владимир Переяславец – военный летчик и военный художник. От отца он унаследовал мир своих героев, мир мужественных, цельных и волевых людей. В его пластических образах отчетливо выразилась гармония нравственного и физического в человеке. Его всегда привлекали масштабные характеры, которые определялись понятием «личность». Вспомним столь любимый скульптором жанр портрета: «Винсент Ван Гог», «Портрет участника ВОВ С.Е. Клименко» или «Портрет отца». Размышления о судьбах современного мира были неотделимы для Михаила Переяславца от сознания исторического значения прошедшей войны. «Подвиг рядового Ю. Смирнова», «Смоленская дорога. 1943 год», «Мать и дитя» – в первых же работах, появившихся на выставках, был виден художник новой формации, нового понимания пластического языка в искусстве. Одна из самых известных и значительных работ скульптора – «Смоленская дорога. 1943 год» стала настоящим символом солдата-защитника родной земли, который вобрал в себя народные представления о простом и непобедимом герое. В том же ключе изображены скульптором легендарный архитектор-строитель Москвы Фёдор Конь, Князь Михаил Тверской, писатель Федор Достоевский. В этих и других работах скульптора отчетливо прослеживается исследование качеств и творческой натуры героя, его бесценной человеческой неповторимости. Эталоном художественной правды для Михаила Переяславца всегда было античное наследие. Восхищение классикой и опора на нее всегда давали его творчеству свободный взгляд в историческое пространство: «Марафон», «Терпсихора», «Борцы» (по рисунку с античной вазы). Подобные работы и ряд других станковых шедевров сменили в последние годы множество памятников, установленных скульптором в Москве, Новосибирске, Иркутске, Севастополе, Тобольске, Санкт-Петербурге и других городах России и за рубежом. Крупнейшими монументальными работами мастера явились установленные в Москве у здания Министерства обороны Российской Федерации на Фрунзенской набережной две масштабные композиции, посвященные Героям Первой мировой и Великой Отечественной войн, памятник псковским воинам-десантникам, погибшим в Аргунском ущелье, у Центрального музея Вооруженных Сил, скульптуры спортсменов для станции метро ЦСКА, памятник маршалам Советского Союза И.С. Коневу и К.К. Рокоссовскому, воину-победителю в атриуме Национального центра управления обороной РФ, памятник легендарному летчику А.И. Покрышкину в Новосибирске, памятник адмиралу Д.Н. Сенявину в Севастополе и многие другие.
Подходя к Российской Академии художеств, никто не преминет восхититься памятником гения русской живописи В.И. Сурикова. Ах, как совсем недавно, здесь, в залах Академии, триумфально открывалась выставка «Отец и сын Переяславцы». Радовались успехам Михаила Владимировича, вспоминали с благодарностью старшего Переяславца – живописца милостию Божией. Кажется нереальным, что теперь надо говорить о Михаиле Переяславце в прошедшем времени, так как он всегда опережал наше время своими творениями, прокладывая свой неповторимый путь в искусстве.
Он очень любил Студию Грекова, гордился и был счастлив, что служил здесь. Этому служению он отдал 46 лет своей жизни.
С 1993 года и до последнего дня М.В. Переяславец являлся профессором кафедры скульптуры и композиции Московского Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, внося огромный вклад в художественное образование талантливой молодежи страны. Его ученики сегодня становятся известными мастерами. Эстафета творческих традиций не умирает, не умрёт и благодарная память о талантливом скульпторе Михаиле Переяславце, так поразительно точно отразившим в своих произведениях нашу эпоху.