1967 г. | Холст, масло | 153x189
⠀
К началу 70-х годов прошлого века народный художник Российской Федерации Виктор Константинович Дмитриевский был на пике популярности. Его работы знала вся страна, его картины висели во вводных залах больших манежных выставок, печатались на разворотах цветных журналов. Именно тогда были написаны работы "Дома", "Цветет черемуха", "Зимняя сказка".
Виктор Дмитриевский много ездил в командировки по всей стране. В войска он привозил свои передвижные выставки, встречался с солдатами и офицерами. В тех далеких гарнизонах и находил художник героев своих картин. При всей конкретности эти образы собирательны, они прочувствованы и поняты сердцем художника. Поэтому так непринужденна и естественна поза солдата, приехавшего на побывку, в картине "Дома", что даже раздражало некоторых военных руководителей из состава художественного совета: не по форме свободно расстегнут ворот гимнастерки, набекрень сдвинута шапка... Но в этой свободной, даже лихой фигуре и выражении лица прочитывается достоинство человека, сознающего, какая страна у него за плечами.
Секрет обаяния картины состоит и в том, что фоном этому солдату художник написал не великую стройку века, а деревенскую баньку под заснеженной крышей, поленницу и синие тени от берез на снегу. Искренность чувства и подлинность сюжетных мотивов в картинах Дмитриевского всегда подкупают зрителя.
2005 г. | Холст, маслом | 120x100
⠀
Вот уже 75 лет мы отмечаем День Победы и чтим героев, которые сделали этот праздник возможным. Хотя он и часто обходился без военных парадов, салют в небе гремел каждый год без исключений.
Произошло это, как принято считать, 4 августа 1943 года в небольшом деревянном доме в деревне Хорошево под Ржевом, где тогда располагалась ставка Сталина, он узнал, что Белгород и Орел освобождены! Тогда верховный главнокомандующий вспомнил, что раньше в честь боевых побед России звонили все колокола, и сказал, что хорошо бы и в этот раз отметить освобождение городов – не колоколами, конечно, а по-военному: залпом из пушек.
Сталин подписал указ, и уже на следующий день, 5 августа 1943 года, в Москве раздался первый артиллерийский салют. С тех пор отмечать им все крупные победы стало традицией, а Белгород и Орел начали называть «городами первого салюта».
1994-1997 гг. | Холст, масло | 129х129
⠀
Весна Победы! Какая радость солдата, прошедшего дорогами войны! Приходит осознание, что не гремят снаряды, не свистят пули... Солдат, лежа под цветущим фруктовым деревом, радуется голубому небу, весеннему солнцу, мечтает о счастье мирной жизни, о любви и простых человеческих радостях ...
1969 г. | Холст, масло
⠀
Народному художнику Российской Федерации Виктору Константиновичу Дмитриевскому принадлежит большая заслуга в утверждении пейзажа как самостоятельного жанра в военно-патриотическом искусстве. Талантом живописца он сумел доказать военным руководителям его великую воспитательную силу. На художественных советах на "ура" принимались его пейзажи, тогда как требования к военным художникам были чрезвычайно жесткими и им предписывалось работать над батальными или сюжетно-тематическими картинами.
В 1957 году Виктор Дмитриевский пишет свою знаменитую "Улыбку весны", вобравшую лучшие традиции московской реалистической школы живописи. Эта эпическая работа стала ярким выражением художественной манеры В.К. Дмитриевского. Здесь сочеталось свободное владение техникой, был виден живописный темперамент и просматривалась поэтическая натура художника. Мотив весеннего пробуждения был подан художником как праздник жизни и света, подчеркивая всем этим любовь человека к родной природе.
1978 г. | Холст, масло | 100x160