1966 г. | Холст, масло | 110х200
⠀
Народный художник РФ Михаил Ананьевич Ананьев посвятил свою картину героям из 316-й дивизии генерала Панфилова. Данное произведение повествует о 11-ти саперах 1077-го полка под командованием лейтенанта Фирстова, которые знали, что помощи не будет, не будет контратак, не будет подкреплений. Они знали, что это их последний бой.
11 саперов в ноябре 1941 года смогли на пять часов задержать продвижение к Москве двух десятков немецких танков и сотен гитлеровских солдат. Чем дали возможность своему полку отойти за запасные позиции и продолжить сражение.
Отход полка должны были обеспечивать три группы прикрытия. На центральном направлении прикрывать отход было поручено взводу саперов младшего лейтенанта Петра Фирстова. 11 человек — это все, что осталось от взвода на тот момент.
О судьбе саперов лейтенанта Фирстова в ноябре 1941 года в 1077-м полку так и не узнали. Было понятно только одно — они выполнили поставленную боевую задачу, задержав противника на достаточное время.
Подвиг стал известен в июне 1942 года после наступления, когда у деревни Строково в мае месяце было вскрыто захоронение, в котором оказались тела 10 советских солдат, а жители деревни рассказали о подробностях боя. Оказывается, одному из саперов, Глебу Ульченко, все-таки удалось выжить. Его спрятали и выходили местные жители.
Летом 1942 года командование представило всех участников боя у деревни Строково к присвоению звания Героев Советского Союза (посмертно), а погибших саперов – орденом Ленина. Это единственный случай в Великую Отечественную войну, когда сразу целый взвод саперов был награжден высокой правительственной наградой.
1963 г. | Холст, масло | 60х60
⠀
Народный художник Российской Федерации Ананьев Михаил Ананьевич, плодотворно работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 года. Он старший из трех поколений Ананьевых в Студии. Фронтовик, закончивший Вторую мировую войну на сопках Манчжурии, он жил военной темой, и главные свои работы посвящал пережитому, открывал многочисленные выставки в войсках и военных училищах.
Традиционно все выставки М.А. Ананьева начинались с картины "Портрет космонавта №1 - Юрия Гагарина". Это одно из лучших произведений художника, написанное им одномоментно с натуры, непосредственно в Звездном городке.
Обаяние и улыбка Гагарина, яркая человеческая харизма покоряли всех, кому приходилось с ним общаться. Первый человек в космосе стал лицом нашего государства, достойно представляющим его на международной арене.
"Портрет космонавта №1 - Юрия Гагарина" стал одним из самых узнаваемых символов творчества Михаила Ананьевича Ананьева.