Установление советской власти в городе Вятке | Студия Грекова

Диорама

Установление советской власти в городе Вятке

Автор:

Аркадий Интезаров, Николай Соломин 

Годы создания:

1977

Размер живописного полотна:

8 х 35 м

Расположена:

Музейно-выставочный центр «Диорама». Кировский областной краеведческий музей, г. Киров

Официально всегда говорили, что инициативу проявили комсомольцы, молодые строители города. На самом деле идея принадлежала первому секретарю горкома КПСС Юрию Ивановичу Деревскому. Именно он приложил колоссальные усилия, чтобы диорама была построена. Нужно было сделать заявку, отправить ее в Студию имени Грекова. Заявка проходила с большим трудом: в Студии Грекова художники специализируются на батальной живописи, а заказанная диорама посвящена политическому, социальному событию. И она стала для «грековцев» первой невоенной, выполненной в городском пейзаже.

В 1971 году в Киров приехали из Москвы художники. Здания диорамы еще не было. Они пришли в областной краеведческий музей, который находился на перекрестке улиц Ленина и Дрелевского (сейчас — Спасская). Посмотрели два зала, посвященных установлению Советской власти и Гражданской войне. А после было подписано соглашение о сотрудничестве, и началась работа по созданию диорамы. Специальная комиссия собирала все предложения художников, историков, горожан — в то время еще были живы участники событий 1917 года.

Авторами диорамы стали художники Студии имени М.Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Аркадий Иванович Интезаров и заслуженный художник РСФСР Николай Николаевич Соломин. Художники изучали городской пейзаж, долго выбирали точку, с которой лучше показать события. Выбрали дом напротив музея. Договорились с жильцами и писали прямо в квартире на втором этаже. Работа над полотном заняла три года.

На живописном полотне диорамы длиной 35 м и высотой 8 м воспроизведен один из моментов вооруженной демонстрации 1 декабря 1917 г. Зритель стоит на углу двух улиц — Николаевской (Ленина) и Спасской. Прямо на него, со стороны реки Вятки, по улице Спасской движется колонна рабочих, слева, по улице Николаевской, — колонна солдат 106-го полка. На холсте изображено более 150 человек — участников демонстрации и представителей различных сословий.

В диорамно-панорамном искусстве немаловажное значение имеет предметный план. В произведении Интезарова и Соломина он является не только связующим звеном между изображением на полотне и зрителем, но и характеризует бытовой аспект исторического события. Предметный план здесь скуп, вся нагрузка обращена на холст. Но то, что выбрано в качестве связующих предметов, отмечено точным пониманием уклада, быта, по сути — характера самой эпохи. Иллюзии единства предметного плана и изображения во многом способствует и то, что предметный план “не уложен”, а практически написан художниками. В левой части диорамы мы видим реальные сани и не замечаем границу, где они переходят в живописный холст. Это не иллюзорный трюк, а высокий профессионализм художника, умеющего вызвать у зрителя полный эффект присутствия. Природа искусства диорамы именно такова, что, захватив зрителя, сделав его участником события, оно выполняет свою агитационно-пропагандистскую роль.

Музейно-выставочный центр «Диорама»

Когда картина «сложилась» и стали понятны ее размеры, к работе подключились архитекторы. Так появился проект здания в виде развернутого знамени. Кировский архитектор Анатолий Петрович Павлов получил за проект Государственную премию РСФСР. Барельеф на фасаде выполнил известный в то время московский скульптор Виктор Александрович Сонин.

Создание этого музея стало всенародным делом: здание строили комсомольцы, помощь оказали все предприятия города. Диораму торжественно открыли 23 декабря 1977 года.