Сталинградская битва. Соединение фронтов | Студия Грекова

Диорама

Сталинградская битва. Соединение фронтов

Автор:

Марат Самсонов, Александр Самсонов

Годы создания:

1995

Размер живописного полотна:

10 х 33 м

Расположена:

Музей Победы, г. Москва

М.И. Самсонов – один из создателей первой советской панорамы «Сталинградская битва» в г. Волгограде, автор диорамы «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788г.» и ряда других батальных полотен: «Переход через Сиваш», «На краю земли севастопольской», «Год 41‑й», «Дороги войны» и др.

Военно-историческая тема стала ведущей и в творчестве его сына Александра Самсонова, автора диорамы «За Волгой для нас земли нет», которая экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил. Хорошо известны его живописные работы: «Былые победы», «Рождение Российского флота», «Петр 1» и др.

В основу сюжета диорамы «Сталинградская битва. Соединение фронтов» положено историческое событие – соединение войск Юго-Западного (командующий генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского фронтов (командующий генерал-лейтенант А.И. Еременко) 23 ноября 1942г. в районе г. Калач и поселка Советский. В кольце окружения оказались: 6‑я армия во главе с бывшим в то время генерал-полковником Ф. Паулюсом и

части 4‑й танковой армии, насчитывающие 330-тыс. человек. В эти ноябрьские дни были сильные метели и снегопад. Художники изобразили низко нависшие тучи над заснеженной степью. И только на западе сквозь густые облака пробиваются лучи заходящего солнца.

Главным композиционным центром диорамы выбран участок местности севернее совхоза «Советский». Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45‑й и69‑й танковых бригад 4‑го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36‑й механизированной бригады 4+го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский). В левой части диорамы изображены танки Т‑34 и группа красноармейцев, среди который боец, запускающий сигнальную ракету. В центре – командир 45‑й танковой бригады полковник П.К. Жидков, окруженный бойцами.

Действия Красной Армии были настолько стремительными, что некоторые подразделения противника оказались в расположение наших войск. На переднем плане немецкий солдат с автоматом в руке, на его лице – смертельная усталость от долгих боев и полное равнодушие к происходящему. В центре картины, на холме, видны уходящие в сторону Сталинграда немецкие штабные машины. С воздуха по ним наносят удар советские штурмовики.

В правой части картины показан бой в районе поселка Мариновка. Бойцы Красной Армии сражаются с пытающимся перейти в контратаку врагом. На южном берегу реки Карповки советские танки Т‑34. Расчеты артиллерийских орудий, используя оставшиеся от летних боев окопы, ведут огонь по противнику. Командир 36‑й механизированной бригады полковник М.И. Родионов, отдает распоряжения командирам.

Ощущение непосредственного участия в этих событиях усиливает предметный план, позволяющий приблизить зрителя к месту основных событий. Рельефный макет местности воспроизводит заснеженную степь, следы ожесточенных боев: разбитые орудия, машины, трупы солдат. Стая птиц дополняет картину поля боя.

Смотровая площадка диорамы расположена на высоте в полутора километрах северо-западнее поселка Советский. Она позволяет просматривать направление действий войсковых соединений, участвующих в окружении вражеской армии. Сталинградская битва, в которой участвовала с обеих сторон более 2 миллионов человек происходила на территории в 100 тыс. кв. км и продолжалось 200 дней и ночей. Беспримерный героизм защитников Сталинграда, окружение в ноябре 1942г. и разгром в январе 1943г. 300-тысячной немецко-фашистской группировки неизмеримо подняли авторитет Советского Союза и его Вооруженных Сил в глазах народов всего мира. В конце 1942г. слово «Сталинград» не сходило со страниц мировой прессы. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне 1941–1945гг. в пользу нашей страны и ее союзников.