Автор:
Евгений Данилевский
Годы создания:
1995
Размер живописного полотна:
10 х 33 м
Расположена:
Музей Победы, г. Москва
В основе сюжета диорамы «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.» положены события, происходившие в ноябре-декабре 1941 г. в 60–70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московской области.
Автор, создавая батальное полотно, не пытается следовать документальному отображению эпизодов, связанных с героикой событий, происходивших зимой 1941 г. он видит свою задачу в создании обобщенного художественного образа эпопеи великой битвы под Москвой.
В начале октября 1941 года стратегический фронт на главном московском направлении оказался прорванным. Пять армий были окружены в районе Брянска и Вязьмы. 20 октября Москва и прилегающие к ней районы были объявлены на осадном положении. Столицу защищала вся страна. Плечом к плечу, насмерть стояли у стен Москвы представители всех наций и народностей Советского Союза. Наступательный порыв гитлеровцев стал выдыхаться, группа армии «Центр» (командующий генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок) вынуждена была временно прекратить активные боевые действия.
Второй этап битвы за Москву начался 15–15 ноября. Создав две мощные группировки, враг вновь ринулся в наступление, стремясь обойти Москву с севера через Клин – Солнечногорск и с юга через Тулу – Каширу. Кровопролитные сражения возобновились с новой силой. Одним из замыслов немецкого командования было овладение Москвой с северо-западного направления путем форсирования канала Москва-Волна в районе Яхромы-Дмитрова.
28 ноября 1941 г. захватив мост через канал, танковая часть противника прорвалась на его восточный берег и попыталась закрепиться. В ходе ожесточенных боев враг был остановлен и отброшен на западный берег канала частями 1‑й Ударной армии Западного фронта (командующий фронтом генерал армии Г.К. Жуков). Перемиловские высоты были первой землей Подмосковья, освобожденной от захватчика.
Перед нами открывается картина недавно прошедшего боя, одного из множества разгоравшихся по всему Подмосковью: заснеженная дорога, вокруг которой противотанковые заграждения, разбитая техника, труппы врага. Слева на полотне диорамы полуразрушенная деревня Афанасово. Еще догорает пламя пожаров, нет больше деревенского, домашнего уюта мирных лет – только печные трубы, глубокие снега и оставшиеся без крова жители деревни: женщины, дети, которые с надеждой вглядываются в лица солдат-освободителей.
В центре полотна – идущие от переправы через канал Москва-Волга бойцы сибирских и уральских частей, прибывшие для пополнения 1‑й ударной армии, одетые в теплые полушубки, валенки, на их плечах – только что поступившие на вооружение противотанковые ружья. В их шаге чувствуется уверенность и сила. Движение бойцов-конников 17‑й кавалерийской дивизии, новых танков Т‑34 как бы символизирует начало долгого пути к Победе. Именно от Москвы началась дорога на Берлин. Отчизну шли защищать войны, полные решимости изгнать врага с родной земли. Картина боя сознательно отодвинута на задний план. Там, вдали идет бой за Яхрому. Рвутся снаряды, горят дома. Туда, мимо деревни Круглино, движутся по заснеженному полю советские танки. Наступление пехоты и танков поддерживает огнем 57мм артиллерийские орудия, а неба пикирующими бомбардировщиками «Пе‑2».
На переднем плане ядом с разбитой техникой противника(танками) мы видим командиров штаба 1‑й Ударной армии. Среди них, с планшетом на боку, в полушубке и папахе командующий армией генерал-лейтенант Василий Иванович Кузнецов. Он по карте ставит боевую задачу командиру.
Замысел гитлеровского командования по овладению Москвой с северо-западного направления был сорван.
В результате зимнего контрнаступления Красной Армии враг был отброшен от Москвы на 100–250км, прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.
«Советская Армия в битве под Москвой – писал Г.К. Жуков в своих воспоминаниях, — впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск… в суровых, зачастую катастрофических условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки необходимое количество технических средств, из отступающих, обороняющихся превратились в мощную наступательную силу.» Под Москвой был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Потерпела крах ее стратегия «молниеносной» войны, было положено начало решающему повороту войны в пользу СССР.
Народный художник Российской Федерации Е.И. Данилевский является также и автором картины. «Москва. Ноябрь 1941 г.», находящийся на стене аванзала. Перед нами предстает столица в те суровые дни ноября – декабря 1941г. Заснеженная, настороженная, но полная решимости выстоять и дать достойный отпор захватчикам.