Форсирование Днепра | Студия Грекова

Диорама

Форсирование Днепра

Автор:

Виктор Дмитриевский

Годы создания:

1995

Размер живописного полотна:

10 х 33 м

Расположена:

Музей Победы, г. Москва

В основу сюжета диорамы положено форсирование реки Днепр в сентябре — октябре 1943 года. Для немецко-фашистских войск к концу августа 1943 г. обстановка на фронте еще более осложнилась: имевшиеся резервы были полностью израсходованы, оборона под мощными ударами советских войск рушилась на всех направлениях. Вражескому командованию, чтобы избежать полного разгрома, пришлось отводить свои войска за Днепр.

Широкая и глубокая река Днепр с высоким, во многих местах обрывистым правым берегом представляла собой мощную водную преграду на пути наступления наших войск. Фашистская пропаганда НАЗЫВАЛА Днепр и возведенные на его правом берегу оборонительные сооружения «Восточным валом» и уверяла, что этот «вал» непреодолим для советских войск.

Одним из центральных мест в гигантской битве за Днепр принадлежало киевскому направлению. Овладение Киевом и захват стратегического плацдарма в этом районе давали возможность Красной Армии полностью освободить Украину.

Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства и преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу. Под непрерывным артиллерийским и пулеметным огнем и бомбежкой с воздуха, не считаясь с опасностью и смертью, шли советские бойцы на штурм «Восточного вала». Немало воинов погибло в те дни в водах Днепра, но свой долг они выполнили. С 22 по 30 октября советские войска захватили на правом берегу Днепра 23 плацдарма. Только в районе Киева было девять плацдармов, из них два – Букринский и Лютежский были наиболее крупными. Все они постепенно расширялись и укреплялись, здесь накапливались войска и техника, создавалась реальная угроза обороне противника на Правобережной Украине.

В центре живописного полотна – атака советских бойцов против гитлеровцев, засевших в окопах. Один из бойцов, поднявшись во весь рост, ведет товарищей в атаку. Их осталось совсем немного. Но и в немецкий окоп летит граната. Еще мгновение – и окоп взят. Рядом, несколько правее группа бойцов с расчехленным Красным знаменем. Бойцы знают, что знамя – это символ воинской чести, сохранить его необходимо, даже ценой своей жизни. В первых рядах атакующих — командир подразделения. Атаку поддерживает огнем из пулемета «максим» приникший к прицелу пулеметчик. Левее смертельно раненый советский воин. Рядом с ним ведется огонь из автомата. На этом месте только что произошла смертельная схватка с врагами: трупы немецких солдат лежат вокруг замолкшего орудия. Рядом вражеская полевая гаубица, она больше не будет обстреливать переправу. С целью удержания и расширения захваченного плацдарма подтягивается советская артиллерия. Слева видно, как бойцы закатывают пушки на крутой правый берег. Под огнем противника медицинская сестра оказывает помощь раненому бойцу. С воздуха боевые действия пехоты поддерживаются авиацией. Справа обороняющиеся немецкие подразделения, в клубах черного дыма подбитый немецкий танк Т‑4.

В диораме В.К. Дмитриевского немаловажная роль отведена и пейзажу. Мы как бы находимся на южной окраине поселка. Слева и справа видны крайние дома – беленькие украинские хатки, обрамляющие картину боя – немые свидетели жестокого сражения за новый плацдарм.

Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освященной ярким солнечным светом, изображены Заднепровские дали. Оттуда, с востока идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона, завершаясь черно-красно-желтым взрывом немецкого танка. А перед ним в гордом одиночестве сияют головы подсолнухов. Катина жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли.

Автор диорамы считает переправу, изображенную на ней, обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения всем тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании этой великой и могучей реки. Сам участник Великой Отечественной войны, художник не понаслышке знает о переправах. В.К. Дмитриевский считает, что «Работа над этой диорамой явилась в его жизни самой важной и ответственной переправой».