1983 г. | Холст, масло | 135х215
Алексей Михайлов в картине “Юность грековцев” применяет прием “оживления” старой фронтовой фотокарточки, на которой были изображены художники Студии, встретившиеся в мае 1945 года у Бранденбургских ворот. Да, это молодые грековцы, словно говорит нам художник, но это и все другие, которые победили, и они также были счастливы в эти дни. Любой детали в своих картинах А. Михайлов отводит важное место, и стремится не достичь случайностей, ибо всякий предмет на его полотне сохраняет и концентрирует в себе черты, которые несут существенную для авторского намерения информацию. В руке одного из грековцев — Сергея Годыны — живого свидетеля взятия Берлина, видим веточку вербы, она здесь, как символ жизни, и символ весны, и Победы. Дарование Алексея Михайлова было чрезвычайно самобытным. В истории живописи Студии имени М.Б. Грекова он самый тонкий и загадочный мастер.
1973 г. | Холст, масло | 134х81
1969 г. | Холст, масло | 90х111
В творчестве некоторых художников станковая картина имеет неповторимое своеобразие. В памяти многих зрителей осталась навсегда удивительная картина Алексея Михайлова “Тишина”: туман, опустившийся на дома, а на первом плане — застывшие на голых ветвях капли. Когда художник выставил эту картину на художественно-экспертный совет, то многие восприняли ее с недоумением. “Разве это картина?. Здесь же ничего нет!” — возмущались работники главка, входящие в состав совета. Выручил, как всегда, Н.Н. Жуков. “Как же ничего нет? Я слышу необыкновенную тишину, и вижу, как спят в этой тишине уставшие после боя солдаты!”. Картину приняли. Очень скоро она стала необыкновенно популярной среди любителей живописи. Пейзаж-этюд у А. Михайлова часто превращается в пейзаж-картину со свойственными ей особенностями синтеза и монументальности. Так случалось с каждой картиной художника. Их восприятие не укладывалось в стандартные рамки.
1988 г. | Холст, масло | 78х102
⠀
Сюжеты-картины Алексея Сергеевича Михайлова жили в нем острым воспоминанием военной юности, когда 15-летним мальчишкой вместе с одноклассниками он копал противотанковые рвы и ставил “ежи” для защитников Москвы от врага.
Военная темя стала для художника самой жизнью, всякий сюжет его картины был возвышен в своем духовном значении. На картине “Спаси и сохрани” мы видим, что тучи войны почти закрыли солнце счастливой мирной жизни. Женщина со склоненной от печали головой, провожая своего любимого мужчину на защиту отечества шепчет ему вслед слова молитвы “спаси и сохрани…”
1979 г. | Холст, масло | 176х145
Военным художником Алексея Сергеевича Михайлова сделало обостренное чувство памяти. Сюжеты своих будущих картин жили в нем острым воспоминанием военной юности, когда 15-летним мальчишкой вместе с одноклассниками он копал противотанковые рвы и ставил “ежи” для защиты Москвы от врага. Он помнил, как по улицам Москвы вели пленных немцев. Помнил, как щемило сердце, когда возвращались с фронта тяжело раненые, часто искалеченные солдаты. Эти впечатления остались в подсознании будущего художника, много позднее они станут картинами. В 1979 году была написана картина “Пленные немцы на улицах Москвы. Июнь 1944 года”. Это был “Парад побежденных”, операция “Большой вальс”, когда колонной по Садовому кольцу и другим улицам столицы прошли около 57000 немецких солдат и офицеров, захваченных в плен. Горожане сопровождали это шествие криками “Смерть фашизму!”
1981 г. | Холст, масло | 142х62
⠀
В истории Студии военных художников имени М.Б. Грекова Алексея Сергеевича Михайлова считали самым тонким и загадочным мастером, он глубоко понимал внутренние переживания человека, обыденное, повседневное в своих картинах он доводил до возвышенного и значительного.
…он долго не был дома, этот паренек из российской глубинки – ушел по призыву в ряды советской армии. И вот долгожданный отпуск. Парень стоит и смотрит на горячий самовар и вспоминает, как вся семья собиралась за столом, как было весело уютно и тепло. И самовар ассоциируется у него с образом Родины, чего-то теплого, родного, домашнего. В окошко заглядывает улыбающаяся девчушка — она ждала паренька из армии, писала ему добрые письма. И ее образ воспринимается нами в картине, как будущность, счастливое продолжение их жизни.