Живописец
Заслуженный художник РСФСР (1978)
Народный художник РСФСР (1985)
(1936 – 2019)
Вениамин Михайлович Сибирский – живописец. Родился в 1936 году в городе Бузулук Оренбургской области.
С 1951 по 1956 годы В.М. Сибирский обучался в Московском областном художественном педагогическом училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года, куда будущий художник пришел вполне осознанно. Училище стало настоящей жизненной школой, где не было слепого школярства. Среди учащихся были недавние фронтовики, а они, как никто иной, знали цену жизни и счастью познания и заражали всех своей страстной целеустремленностью.
С 1957 по 1962 годы Сибирский обучался в отделении живописи Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, его учителем был профессор В.Г. Цыплаков. Педагогическая практика В.Г. Цыплакова никогда не сводилась к указаниям, как надо сделать то или иное. Сама его манера работать, его творческая личность становились тем примером, который лучше всяких слов входил в сознание студентов, вызывая стремление работать самостоятельно, добиваться понимания недосказанного.
С 1965 года Вениамин Михайлович помимо творческой деятельности, начал заниматься и педагогической работой. С 1965 по 1972 годы – преподаватель и старший преподаватель кафедры живописи Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Отношения со студентами строил на основе равенства, много работал с ними рядом, испытывая радость сопереживания. Всматриваясь в картины тех лет, наглядно видишь путь, пройденный художником. Как дань уважения и преклонения перед «цыплаковской школой», созданы пейзажи: «Весна в затоне», «На старой Калужской дороге». За ними последовали уже более энергично написанные, отличающиеся живописной самобытностью пейзажи Суздальской и Вологодской земель.
С 1969 года Вениамин Михайлович Сибирский работал художником в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. И только здесь, в Студии, в полной мере ощутил он свое призвание и ни с чем несравнимое счастье быть нужным.
Вениамина Сибирского называют баталистом современной армии, в этом нет преувеличения. Лучшим его масштабным композициям «Атака. «Запад-81», «На огневом рубеже», «Совместные учения», «Броневой щит Родины» свойственны острая пластическая выразительность, глубокое знание новейшей военной техники и вместе с тем та должная мера обобщения в изображении боевой ситуации или события армейской жизни, которые всегда отличали лучшие полотна русских и советских художников-баталистов.
Активная творческая натура Сибирского проявилась в настойчивом освоении нового жизненного материала, в постоянном расширении сюжетно-тематического диапазона своих работ. Так, из чисто пластических поисков родилась целая серия картин на спортивную тему. Тот или иной вид спорта, красота его пластики сначала «подсказывали» воображению художника общее композиционное решение, а потом рождался и конкретный сюжет.
По-иному шла работа над серией портретов актеров театра «Современник», которую вызвала к жизни страстная любовь художника к сценическому искусству, глубокий интерес к личности актера. Особенность этих портретов в том, что художник сосредоточивает свое внимание не на костюме актера, а на пластике его движений, жеста, манере держаться. Наиболее показательным в этом отношении является парный портрет О. Табакова и Е. Евстигнеева, соединенных художником не сценой из спектакля, а внутренней духовной общностью.
С 1971 года совершает творческие командировки в ГДР, Болгарию, Югославию, Венгрию, Италию, Австрию, Финляндию, и США (Нью-Йорк). В.М. Сибирским по заказу Ассоциации «Свободная Россия» было создано крупномасштабное художественное полотно «Деятели русской культуры».
Совмещая в своем творчестве яркую экспрессивность и тонкий лиризм, он запомнился зрителям пейзажами России, выразительными портретами современников. Наибольшую популярность принесли автору его диорамные произведения, выполненные в соавторстве с Е.И. Данилевским: «Штурм крепости Измаил войсками А. В. Суворова в 1790г.», за которую был удостоен серебряной медали имени М.Б. Грекова, «Освобождение Будапешта советскими войсками в 1945г.», «Штурм Берлина». Он также является автором диорамы «Героический бой чапаевцев 5 сентября 1919г. в станице Лбищенская» и диорамы «Берлинская операция.1945г.».
Диорама «Штурм Берлина» в музее на Поклонной горе – это третья работа мастера на данную тему, она завершает художественно-экспозиционный комплекс из шести диорам Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945гг.
В 1998 году В. М. Сибирский совершает творческую командировку в Боснию и Герцеговину, где занимается созданием цикла картин по этой стране и иконостаса для храма Святого князя Александра Невского в городе Углевик.
С 2002 года В. М. Сибирский в Анкаре, в составе творческого коллектива хадожников Студии занимался созданием диорамы «Чанак-кале» для мавзолея Ата-Тюрка.
Умер Вениамин Михайлович Сибирский 16 мая 2019 года в посёлке Серебряники Тверской области. Похоронен на Бёховском кладбище.