САМСОНОВ Марат Иванович | Студия Грекова

САМСОНОВ
Марат Иванович

Живописец

Народный художник СССР

Участник Великой Отечественной войны (полковник)

(1925–2013)

Марат Иванович Самсонов родился 22 марта 1925 года в городе Иркутск. Отец — Иван Васильевич Самсонов, кадровый офицер РККА (погиб под Ленинградом в 1944 году), семья часто переезжала из одного гарнизона в другой. В семье поощрялось занятие рисованием, это благоприятствовало художественному развитию Марата Ивановича. 

По примеру отца Самсонов вступил в РККА. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Двадцатилетним лейтенантом участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

С 1946 года работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Марат Самсонов художник-самородок, не получивший специального художественного образования, но он стал членом Союза Художников СССР (1954), заслуженным художником РСФСР (1964), народным художником РСФСР (1974), Действительным членом Российской академии художеств. Награждён серебряной медалью Академии художеств СССР (1975) и Почётной медалью Советского фонда мира (1882).

Картины Марата Ивановича, даже самые ранние, почти сразу становились узнаваемыми и любимыми зрителями. Чем дальше уходили в историю годы войны, тем сильнее и глубже воспринимались его работы. Одни из первых, получивших признание, «Сестрица» (1973) и «Саша Чекалин» (1955), говорили о профессионализме и яркой творческой индивидуальности автора.

В 1972 году Марат Самсонов становится художественным руководителем Студии (с 1972 по 1990 и с 1998 по 2000 годы).

Работая в Студии, занимается поиском нового изобразительного языка. В картинах «Дороги войны» (1973), «Возрождение (Сеятели)» (1980), «В боях за Отчизну» (1987) Самсонов смело идет по пути художественных обобщений. В картине «Возрождение (Сеятели)» солдаты превращены художником в былинных богатырей. Это землепашцы, созидатели, с думой о вечном, непреходящем движении жизни, они сеют хлеб на истерзанной войной земле, мечтают о счастье, о детях, о новых мирных веснах. 

В 1968 году М.И. Самсонов в составе творческого коллектива художников Студии имени М.Б. Грекова участвовал в воссоздании панорамы Ф.А. Рубо «Бородинская битва», и был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова.        

Когда-то Н.Н. Жуков подарил молодому художнику свою книгу с надписью: «Пусть искусство всегда будет основным богатством твоей души». Эти слова стали девизом всей жизни Марата Самсонова. Его творчество никогда не укладывалось в рамки реализма, оно не исключало использования символа, метафоры. Внутренняя свобода позволяла ему легко менять художественный почерк и от «гладкого» письма 1950‑х легко перейти к драматическому по стилистике письму в последующие 1960–1970‑е годы.

Дважды побывав во Вьетнаме, когда там шла ожесточенная война, он привез потрясающий мощью чувств и видения материал. Сначала рисунки, потом серии линогравюр и, наконец, законченные, философски осмысленные полотна. Без преувеличения можно сказать, что вьетнамский цикл работ художника – это и звездный час его таланта, и высокое явление в советском искусстве минувшего века.

Отдельного внимания заслуживают «Афганские зарисовки» Марата Ивановича. Две сложнейшие служебные командировки в 1980‑е годы в Афганистан стали поводом для глубоких творческих раздумий художника. Тогда впервые он выступил как публицист — его «Афганские дневники» стали документально-литературным сопровождением проходивших тогда в Москве выставок работ художника.

В 1982 году в составе авторского коллектива грековцев Самсонов участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» для мемориального ансамбля-музея «Сталинградская битва» в Волгограде.

Вместе с сыном- художником Студии Александром Самсоновым создали диораму «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (1995) для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

В последние годы жизни Марат Иванович, размышляя о проблеме развития искусства, писал: «Теперь, на рубеже столетий, в искусстве господствуют и утверждаются новые взгляды и вкусы, находят отражение и новые аспекты жизни, и новые образы. Но это вовсе не означает, что нужно забыть нашу историю — историю России. Думается, наоборот, мы становимся богаче, когда помним и узнаем о жизни и борьбе наших предков. Об этом я и стараюсь сказать в своих картинах».

Масштабность мышления, гармонично слитая с художественной формой, стала узнаваемым признаком картин большого мастера живописи Марата Самсонова. Для многих художников она стала примером для подражания в лучшем понимании этого слова.