Живописец
Член Союза художников СССР (1945)
Народный художник РСФСР (1973)
Народный художник РСФСР (1986)
Академик Российской академии образования (1992)
Академик Российской академии художеств (2002)
Участник Великой Отечественной войны
Борис Михайлович Неменский — народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Объединенных Наций.
Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. С Москвой связана вся жизнь художника. На Сретенке, в самом сердце столицы, прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Родители Бориса Михайловича внимательно следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года, в которое в 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс. Окончив в 1942 году Саратовское художественное училище имени А.Н. Радищева, Б. Неменский не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, и вернулся в Москву.
В 1942 году в Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой Студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом сердце войны. В составе бригад грековцев Неменский был в длительных командировках в действующей армии: в Панфиловской дивизии, во время сражения за Великие Луки и боёв на Смоленском направлении, на Украинском, Белорусском, Ленинградском фронтах. Принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников Студии. Многочисленные фронтовые графические рисунки и живописные этюды Б. Неменского, включая «Берлинский дневник», обладают большой художественной и документальной ценностью. Во фронтовых зарисовках он воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы показывают солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города.
В 1945–1951 гг. Б.М. Неменский продолжил обучение в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова. Картина «Мать», написанная двадцатидвухлетним юношей, стала началом становления творческого метода художника, заняла особое место в истории. Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Экспонированная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.
Изначально тематика картин Неменского затрагивала военную тему и людей, которые пережили ее тяготы. Он ярко передавал чувства солдат, давал понять обычному зрителю, почему они воевали, как это делали и откуда брали силы идти дальше.
За картину «О далеких и близких» (1950г.) студент Б. Неменский был удостоен Государственной премии. Работа над этим полотном раскрыла талант художника, который не только любит, но и умеет разгадывать человеческое лицо.
Послевоенные работы художника передают любовь к женщине, материнству, красоте и умиротворению. Его картины стали трепетными, например такие, как «Отец и дочь», «Маша», «Тишина», «Учительница». Работы Б.М. Неменского — это картины-раздумья, наполненные полифоническим содержанием.
Картина Б.М. Неменкого «Земля опаленная» (1957г.) является началом нового этапа в творчестве художника. Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.
Произведение «Безымянная высота» — любимое детище художника. В первом варианте, появившемся на выставке, картина называлась «Безымянная высота», а в последнем «Это мы, Господи». Всего существует пять законченных вариантов этого произведения, в каждом из которых художник по-новому раскрывает тему.
Сразу после войны Борис Неменкий окончил Художественный институт имени Сурикова в Москве, после чего стал заниматься педагогической деятельностью. Преподавать Неменский начал в МГПИ имени Ленина, а в 1966 году перевелся на художественный факультет ВГИКа. За годы своего преподавания Неменский обучил десятки молодых людей. Так появилась общеобразовательная школьная программа Неменского Б. М. “Изобразительное искусство и художественный труд”. К ее созданию Бориса Михайловича подвигло убеждение, что каждый человек талантлив, только не каждый развивает свой художественный талант.
В 1981 году была выпущена книга Неменского Бориса Михайловича «Мудрость красоты», в которой художник поднял очень важные вопросы касательно эстетического воспитания детей в сфере школьного образования. Он активно подчеркивал важность введения художественных предметов в школьную практику, чтобы правильно формировать мышление современной молодежи и их активную гражданскую позицию. Б.М. Неменский внес огромный вклад в формирование художественного вкуса молодого поколения.
Награды: орден «Кирилл и Мефодий» I степени, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премия Президента Российской Федерации, премия «Сокровищница Родины», премия «Сакура» (Япония).
Воинские награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За боевые заслуги».
Государственные награды: лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Государственная премии Российской Федерации (1996).
Произведения Б.М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.