КРИВОНОГОВ Пётр Александрович | Студия Грекова

КРИВОНОГОВ
Пётр Александрович

Живописец

Член Союза художников СССР (1943)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955)

Участник Великой Отечественной войны

(1911 – 1967)

Петр Александрович Кривоногов – советский живописец-баталист, плакатист. Родился в 1910 году в селе Киясово, Вятской губернии.

В годы Гражданской войны погиб отец, и в 12 лет Петр был отдан в батрачество, беспризорничал. Осенью 1924 года оказался в городе Кинешма Ивановской области, где был определен в детский дом.

В 1930 году по окончании семилетней школы П. Кривоногов был принят на рабфак искусств при академии художеств в Ленинграде, затем поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его учителями были И.И. Бродский, П.А. Шиллинговский, К.Ф. Юон. Кривоногов получил диплом с отличием, а его дипломная работа, посвященная походу Таманской армии по книге А.С. Серафимовича, осталась в постоянной экспозиции музея Академии.

В 1939 году был призван в армию.
В 1940 году был зачислен в Красноармейскую Студию имени М.Б. Грекова, с которой прошел всю Великую Отечественную войну от Волоколамска до Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды.

В 1942 году он написал одну из своих первых известных работ – «Зверства в Речице».  За годы войны художник карандашом, сангиной, углем и акварелью сделал более 300 графических работ, в них – летописная история героической борьбы, ратного подвига и великой победы советских воинов.

Еще до окончания войны по горячим следам, почти с натуры, П. Кривоногов пишет большое полотно «Корсунь-Шевченковское побоище». Этой картиной он заявил о себе как самобытный художник реалистической школы, продолжатель славных традиций русской батальной живописи.

В первые послевоенные дни П.А. Кривоногову удается посетить Берлин и создать эскизы, которые в последствии станут основой для картины «Победа». Это самая известная картина Кривоногова, которая вошла во многие учебники истории. Полотно длиной 4 метра и высотой 2,4 хранится в Центральном музее вооруженных сил России. На этом полотне все изображено достоверно и подробно, даже сколы на колоннах абсолютно идентичны. На полотне Кривоногова можно найти и реальных участников тех событий. При этом нет никакого романтического налета, все максимально документально. Работа над картиной заняла у художника три года, он закончил ее в 1948 году, а 1949 году П.А. Кривоногова наградили Сталинской премией.

После войны были созданы живописные полотна: «Капитуляция фашистских войск в Берлине» (1946), «Советская конница в боях под Москвой» (1949), «На Курской дуге» (1949), «Поединок» (1964), «Комиссар крепости» (1966). В них художник Кривоногов демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидный талант живописца и тонкого колориста.

В 1940–1950‑е годы художник Кривоногов находил время и для занятий агитационным искусством, в том числе плакатом, им были выполнены выразительные листы в лучших традициях этого жанра.

Созданная в 1964 году картина «Поединок» – одна из ключевых работ в творчестве Петра Кривоногова.  Она посвящена битве на Курской дуге в 1943 году. Благодаря выбранному колориту картина как будто пылает изнутри, рыже-золотой огонь течёт по ней, оставляя отблески на фигурах воинов. Крупные мазки создают ощущение, что воздух внутри картины и вокруг неё раскалён от жара.   В центре полотна – солдат, который идёт в бой «один на один» против бронированного танка «Пантера». Этот немецкий танк появился на фронте в 1943 году и был неуязвим для советской артиллерии – снаряды не брали его броню даже при выстрелах почти в упор.  Шанс остановить «Пантеру» появлялся, только если встать прямо перед ней, размахнуться и метнуть гранаты в стальную тушу. Для героя это означало верную смерть – он погибал или от взрывной волны, или под гусеницами продолжающего двигаться по инерции танка. Выйти один на один с «Пантерой» было актом осознанного самопожертвования.  В напряжённой фигуре солдата, с заметным усилием оттолкнувшегося от земли, напружинившегося и будто вросшего в неё сапогами, сконцентрировался образ всего народа, – уставшего, но упорного, преодолевающего страх смерти. В бездушной, давящей всё на своём пути махине танка – тупая бесчеловечная злоба фашизма. Враг так силён, что нужно жертвовать собой, чтобы остановить его, – но цена этой жертвы – Победа, и вот он, солдат-народ поднимается, чтобы заслонить собой дорогу врагу.

В 1967 году, в полувековой юбилей революции, Петру Кривоногову поручают возглавить группу художников, восстанавливающих панораму Бородинского сражения. Работа велась в строжайшей секретности, художникам приходилось носить огромные холсты на себе. Большая ответственность, а также физические нагрузки привели 57-летнего Кривоногова к сердечному приступу.

Перт Алексеевич Кривоногов умер 22 августа 1967 года в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

8 августа 1997 года в селе Киясово открыт музей  П. А. Кривоногова, основная часть экспозиции которого посвящена его работам.

Как город Кинешма навсегда остался в биографии художника Кривоногова, так и художник Кривоногов навсегда останется в истории Кинешмы. В городе есть улица его имени, названная по ходатайству учителей школы и друзей-одноклассников, мемориальная доска на здании гимназии № 3 и в классе, где он учился. В коллекции школьного музея хранятся фотографии, письма, эскизы и этюды Петра Александровича.