Живописец
Участник Великой Отечественной войны
(1916 – 1980)
Родился в Харькове. В 1950 году окончил Харьковский государственный художественный институт мастерская Н.С. Самокиша.
С 1939–1963 год работал в Студии военных художников имение М.Б. Грекова
Член Союза художников СССР (1943)
Награждён: Почетными грамотами президиума Совета федерации профессиональных союзов
Воинские награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Государственные награды: Сталинская премия второй степени (1949), Сталинская премия первой степени (1950)
2005 г. | Холст, масло | 300х180
Главным героем-летчиком, к образу которого на протяжении жизни обращается Владимир Переяславец, является А.И. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, советский летчик-ас, чья тактика «сбить лидера» принесла самые результативные успехи в воздушных боях Второй мировой войны. Этому герою русского народа художник посвятил много своих картин. Одна из них называется «Посвящение Покрышкину». Известно, что Александр Иванович очень любил цветы, даже украшал ими на фронте землянки. Буйство цветущей сирени в сознании нашего народа всегда ассоциируется с победным маем 1945 года. Как знак благодарной памяти написал художник натюрморт с большими корзинами душистых соцветий сирени, а рядом с ними фуражку летчика ВВС и офицерский кортик. А когда сын художника, известный скульптор Студии Михаил Переяславец поставил на родине героя в Новосибирске замечательный памятник, ассоциируя летчика с могучим орлом, парящем в поднебесных высях, Владимир Переяславец написал картину «Небесный воин Александр Покрышкин». В ней в форме аллегории он изобразил реальный памятник герою и возвысил его до образа былинного богатыря, защитника Отечества.
2010 г. | Холст, масло | 150х100
Надо отдать должное Владимиру Переяславцу в его последовательности и душевной привязанности: летчиков он писал всю жизнь. В каждой своей работе художник стремился показать зрителю не абстрактного героя, а человека, большим трудом и устремлением своим достигшего высот. Таким изображен дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Борис Сафонов. В годы войны Б. Сафонов был первым кто облетал английский истребитель «Hurricane», затем обучил этому других летчиков Северного фронта. По инициативе Сафонова эти самолеты были перевооружены под наши условия. Именно на таких самолетах летал в годы Великой Отечественной войны и Владимир Иванович Переяславец.
1996 г. | Холст, масло | 40х73
Будучи военным художником Владимир Переяславец ездил в далекие командировки, никогда не отказывался от поездок в “горячие точки” планеты. В 1966 году он сорок дней работал во Вьетнаме, сражавшемся за свою независимость, попадал под бомбежки, но работал не переставая.
Не мог представить себе художник, что через тридцать лет спустя, в 1996 году, в возрасте 78 лет Владимир Иванович снова попадет в район боевых действий: но теперь это будет не далекая чужая земля, а та, которая до недавнего времени была великим и нерушимым Советским Союзом. Художник рвался на таджико-афганскую границу, где стояла 201‑я мотострелковая дивизия. Он жил в полку, в казарме 1‑ой роты, был свидетелем перестрелок, видел, как хоронили погибших товарищей. Снова и снова писал ребят, которые стояли на границе, задерживали караваны с наркотиками, идущими из Афганистана. Художник понимал, что его вклад в эту борьбу только в том, чтобы правдиво написать все, что видел.
201‑я Гатчинская краснознаменная мотострелковая дивизия отмечала свое 55-летие, и он, как многие солдаты и офицеры был награжден Почетной грамотой, где есть такие слова: “…за образцовое выполнение задач командования по стабилизации обстановки и поддержанию мира в Республике Таджикистан и проявленные при этом личное мужество и отвагу…” Это в 78 лет!..
1959 г. | Холст, масло | 200х260
Владимир Переяславец любил писать групповые портреты, где все вместе, все дружны, все нужны друг другу. В художнике всегда жил дух коллективизма, который он вынес из своего детства и юности. Яркий пример этого — портрет-картина «Три поколения русских моряков». Правда жизни, а не парадная ее сторона, естественность проявления чувств очень ценилась художником. Он находит тонкие внутренние связи между героями, точные типические характеристики. Целая морская династия, изображенная В. Переяславцем на фоне простой деревенской избы, от деда до внука, олицетворяет понятие единения, преемственности защиты Отечества, обретает зримые образы, а групповой портрет — драгоценное качество картины жизни.
2001 г. | Холст, масло | 95х134
1957 г. | Холст, масло | 145х141
1957 год ознаменовался для Владимира Переяславца созданием замечательной картины «Групповой портрет потомков А.С. Пушкина – участников Великой Отечественной войны». С этой работой художник вошел в историю как мастер группового портрета.
Из воспоминаний В.И. Переяславца: «В нашем детдоме воспитывалось много детей и были потомки А.С. Пушкина: Олег Кологривов и Сергей Клименко. Мы дружили и тогда, в детдоме, и после войны. Все они – Гриша Пушкин и Олег Кологривов, и два брата Пушкины – участники Великой Отечественной войны. Никто из потомков Пушкина не предал Россию – все воевали против фашизма».
Жена Владимира Ивановича, Попова Ирина Николаевна всегда создавала в доме такую атмосферу добросердечного гостеприимства и участия, что в гости к ним любили приходить и старые друзья и новые знакомые художника. Однажды в доме Переяславцев собрались потомки Пушкина, жившие тогда в Москве. Так и появилась мысль написать групповой портрет.
Слева от зрителя в профиль в кресле изображен праправнук Пушкина Олег Всеволодович Кологривов. Напротив него в кресле за столом справа – его брат Александр. Художник композиционно соединил их взглядами, выведя на первый план картины. В жизни же война разлучила братьев почти на четыре года. Они воевали на разных фронтах и встретились в Берлине в 1945 году. Двух других потомков Пушкина художник тоже объединил композицией. В центре за столом сидят Григорий Пушкин – правнук поэта, и читающий стихи праправнук Сергей Клименко, каждый из них со своей потрясающей биографией. Григория Григорьевича в своем кругу называли «партизан Пушкин», в годы войны он добровольцем ушел в партизанский отряд и был заброшен в тыл врага, где воевал на самых опасных направлениях под Москвой. Он и после войны сражался, но уже с преступностью, работал в Московском уголовном розыске.
Очень выразительна на картине фигура человека, читающего стихи. Так и слышатся строки великого поэта: «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!» Это праправнук Пушкина – Сергей Евгеньевич Клименко. Он был защитником неба Москвы от гитлеровских налетов. Два года он со своей батареей на площади Коммуны жил в землянках, вырытых прямо в сквере, день и ночь неся службу противовоздушной обороны. В одной из этих землянок С. Клименко повесил старинную гравюру портрета А.С. Пушкина работы Томаса Райта, доставшуюся ему по наследству. При вражеском налете на площадь упала бомба, земля содрогнулась, гравюра упала, разбилось стекло. Много позднее эту реликвию – портрет поэта, «выстоявший» в боях за Москву, Клименко подарил сыну художника Михаилу Переяславцу.
За спиной С.Е. Клименко на картине стоят еще два брата – Сергей Борисович и Борис Борисович Пушкины – праправнуки поэта. На войну они ушли в совсем юном возрасте. Сергей прямо из школы. Закончив аэроклуб он, механик, обслуживал наши самолеты-штурмовики Ил‑2. Борис в годы войны был моряком-зенитчиком Балтийского флота.
Прошло много лет с тех пор, как В.И. Переяславец написал групповой портрет потомков Пушкина. Для многих людей картина стала поводом еще раз прикоснуться к нашей гордости и славе.
2009 г. | Холст, масло | 100х120
1964 г. | Холст, масло | 210х300
К концу 1960‑х годов групповой портрет-картина утверждается в творчестве Владимира Ивановича Переяславца как самый органичный для него жанр. Он любит размещать героев своих картин в интерьере, который легко узнается зрителем и дает информацию, дополняющую образы. Часто фоном картин служит его мастерская с холстами, повернутыми к стене или фрагментом какой-либо хорошо узнаваемой картины. Так, высокий образец пленэрной живописи — картина «Яблоки на ветке», видна в фоновой части картины «Космонавты в мастерской художника».
Три года спустя после полета Юрия Гагарина в космос целая группа космонавтов первого летного отряда, вместе с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой, посетила Студию имени М.Б. Грекова, в том числе и мастерскую В.И. Переяславца. Этот исторический момент был запечатлен на полотне. Шесть знаменитых героев космоса, которых боготворил весь мир, в мастерской художника выглядят очень естественно, с интересом и вниманием они смотрят на картины. Самый центр по праву отдан художником первому космонавту – Юрию Гагарину с его неизменной широкой улыбкой. Левее от него – Валентина Терешкова и отдаленный небольшой дистанцией ото всех Герман Титов – дублер Гагарина. Три фигуры в правой части холста – Павел Попович, Валерий Быковский и Андриян Николаев – композиционно замыкают ряд. Выделяя главную фигуру в картине, В. Переяславец с одинаковой симпатией рисует образ каждого. И все же художник нашел возможность выделить Гагарина. Его единственного он изобразил в галифе и сапогах. Владимир Иванович еще с военных времен любил ходить в сапогах и так написал Гагарина, которому это очень понравилось. Художнику картина дорога еще и тем, что знаменитые на весь мир летчики из первого отряда космонавтов – его собратья по крылатой профессии.
1950 г. | Холст, масло | 97х119
1967 г. | Холст, масло | 77х174