БЕЛЯЕВ Николай Иванович | Студия Грекова

БЕЛЯЕВ
Николай Иванович

Заслуженный художник РСФСР

Участник Великой Отечественной войны

Почётный гражданин Загорского района

Один из основателей Загорского Союза художников

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени

(1916 — 2004)

Николай Яковлевич Беляев родился 28 мая 1916 года в городе Царицыне (ныне Волгоград).

В 1933 году он вместе с родителями переехал в Загорск (ныне Сергиев Посад).

С детских лет Николай Беляев увлекался рисованием. В 1936 году талантливый молодой художник поступил в Московское художественное училище изобразительных искусств Памяти 1905 года.

С 1939 года по 1942 год Николай Беляев работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

В начале войны Николай Яковлевич был направлен на фронт в штаб обороны Москвы в качестве военного художника. Кроме того, он был внештатным корреспондентом газеты «Красный воин», где печатались его рисунки и выразительные антифашистские карикатуры.

В январе 1942 года с группой военных художников Н.Я. Беляев был направлен на Центральный фронт в 16 Армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. По прибытии в город Сухиничи Николай Яковлевич получил направление на передовую в 12 Гвардейскую дивизию в качестве бойца – военного художника и фронтового корреспондента газеты «Красный воин» и журнала «Красноармеец». 20 апреля 1942 года при налете вражеской авиации рядом с домом, в котором находились в это время Николай Беляев, Анатолий Горпенко, Карло Гогоберидзе и Геннадий Прокопинский, взорвалась бомба. Погиб художник Карло Гогоберидзе. Прокопинский и Беляев были ранены. Особенно тяжело – Беляев, которому пришлось ампутировать правую руку. Его жизненный пример достоин легенды. Потеряв правую руку, он научился писать левой и долгие годы оставался одним из признанных и любимых московских художников.

Вернувшись в Загорск, Николай Беляев упорно приучал левую руку держать карандаш. От напряжения кружилась голова, иногда дело доходило до припадков – сказывалась контузия, но художника всегда отличали настойчивость и упорство, с которым он трудился. Он искал свой собственный путь в искусстве. Николай Яковлевич стал заниматься акварелью, что не требовало больших физических усилий. Художник довольно умело пользовался этой довольно сложной техникой, не терпящей поправок и позднейших добавлений.

Разнообразные впечатления от посещения различных уголков нашей Родины, а также братской Болгарии, нашли своё отражение в его картинах.

Элегической поэзией проникнуты пейзажи подмосковных перелесков, холмов, оврагов, столь близких сердцу художника. Робкая улыбка ранней весны и тихая печаль поздней осени, сказочная красота белоснежного зимнего убора природы и буйство весенних красок выливаются в стройную симфонию цветовых сочетаний на картинах художника. Особенно мил душе Беляева Загорск с его древними памятниками, кривыми зелёными улочками, старыми домами и живописными прудами. В портретах, пейзажах и натюрмортах Н. Беляева всегда видны поиски большого внутреннего содержания, стремление разглядеть сущность явления и поиски художественных средств для их выражения.

Н.Я. Беляев был в числе организаторов и одним из первых председателей Московского областного отделения Союза художников, неоднократно избирался депутатом Загорского горсовета, руководил комиссией по вопросам культуры.

Лучшие работы Николая Яковлевича Беляева можно увидеть Русском музее в Санкт-Петербурге, в Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в музеях и галереях Свердловска, Перми, Болгарского Плевена и других городов. Большое количество картин Николая Яковлевича находится в запасниках Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника.