АНДРИЯКА | Николай Иванович | Студия Грекова

АНДРИЯКА
Николай Иванович

Живописец

Заслуженный художник РСФСР

Участник Великой Отечественной войны

(1905–1977)

Будущий художник родился в украинском городке Прилуки в семье рабочего железной дороги. Юношей он увидел работу художника, оформлявшего клуб, и с тех пор загорелся желанием научиться рисовать. Свою трудовую биографию он начал рабочим, помогая семье. В 1923 г. он переезжает в Москву и устраивается на завод «Красный Пролетарий». Тогда же он поступает в художественный рабочий кружок.

Творчество Н.И. Андрияки можно разделить на три периода. Годы его учебы (1923–1936 гг.) совпали с периодом Пролеткульта, когда общество захлестнула волна споров о построении «нового искусства». Сначала Николай Андрияка учится в Москве — в студии художника Д.Н. Кардовского (по творческим взглядам убежденного реалиста), затем в Ленинграде у профессора живописи Академии художеств А.И. Савинова.

25 июня 1941 г. Николай Андрияка уходит добровольцем на фронт. Рядовой в начале войны, он заканчивает ее в Берлине капитаном. Его фронтовая биография поражает — три окружения летом 41-го, оборона Москвы на Калининском направлении, оборона Сталинграда, форсирование Днепра, освобождение Украины, Чехословакии и взятие Берлина пережил художник. Все это время он не расставался с карандашом и красками. В тяжелых походных условиях он делал наброски тех, кто окружал его в окопах, на дорогах войны. В конце 1943 г. Н. Андрияка работает во фронтовой газете «За нашу Победу!», создает портретную галерею отличившихся в боях красноармейцев и командиров. В наследии художника сохранилось 84 рисунка с подробными комментариями — с фамилией, званием и заслугами изображаемых. Творчество фронтового периода художника доносит до будущих поколений правдивые свидетельства ужасов войны. На выставке зритель «побывает» в опаленной войной Европе — Польше, Чехословакии, Берлине. Ратный путь художника отмечен высокими правительственными наградами.

В 1946 году Николай возвращается в Москву, работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Вместе с другими художниками-фронтовиками создает панорамы и диорамы «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Сталинградская битва».

С 1952 г. Н.И. Андрияка полностью отдает себя преподавательской деятельности в МСХШ (бывш. «Школа юный дарований», ныне — Московская центральная художественная школа Российской академии художеств). Умение безошибочно разбираться в людях, видеть будущий талант в ребенке делало его необходимым для Школы человеком. Военное лихолетье научило художника многому — глубже развились чувства живописца, он стал особенно остро видеть красоту жизни в ее простых проявлениях, пытаясь не объяснять, а показывать ее своим ученикам. Значительную часть времени отдает он пленэрной практике — «Рожь», «Жаркий день», «Осень на реке Яхроме. Деревня Свистуха» — внешне обыденные, знакомые всем виды превращались в обобщенный образ русской земли. Творчество того периода — «Старый пруд. Звенигород», «Донской монастырь», «Ранняя весна. Черная речка», «Рассвет. На Истре» проникнуто необыкновенной любовью к родному Отечеству.

Последние 8 лет жизни был директором МСХШ. Свой большой творческий опыт Николай Иванович передал многим известным, как в России, так и за рубежом, мастерам отечественной художественной культуры, прежде всего своему сыну, Народному художнику Российской Федерации Сергею Николаевичу Андрияке, художественному руководителю Московской Школы акварели и ректору Академии акварели и изящных искусств.