СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
имени М.Б. ГРЕКОВА

О студии /  История Студии /  Суровый стиль



Суровый стиль

В конце 50-х и 60-х годов в Студию имени М.Б.Грекова приходит новое поколение художников. В основном,
это были выпускники Государственного художественного института имени В.И.Сурикова. Почти одновременно
с Н.Бутом в Студии начинают трудиться М.Ананьев, С.Антонов, А.Семенов. Несколько позднее в коллектив
входят А.Алексеев, А.Михайлов, Е.Данилевский, Н.Овечкин, В.Щербаков, Б.Окороков, В.Сонин, В.Сибирский,
Н.Соломин, В.Таутиев, Г.Севостьянов, Ю.Рязанов.

Для их современников, заразившихся образами позднего Дейнеки, были характерны поиски, названные позже
«суровым стилем». В творчестве грековцев эта тенденция проявлялась понемногу. Яркими представителями
этого стиля  в Студии стали  А. Михайлов, А. Алексеев и Г. Севостьянов

 

МИХАЙЛОВ Алексей Сергеевич

В памяти многих зрителей осталась навсегда удивительная картина А.Михайлова «Тишина» (1969 год):
туман, опустившийся  на дома и на первом плане - застывшие на голых ветвях капли.


      Михайлов А.С.
Тишина. 1969

 

Известно, что когда художник выставил эту картину на художественно-экспертный совет, то многие
восприняли ее с недоумением. «Разве это картина, здесь же ничего нет»,- возмущались работники главка,
входившие в состав совета. Выручил, как всегда, Н.Н.Жуков: «Как же ничего нет! Есть тишина, и я вижу,
как спят в ней после боя солдаты!». Аргумент был убедительным. Картину приняли, и она была одной
из самых любимых зрителями.


Пейзаж-этюд у А.Михайлова часто превращается в пейзаж-картину со свойственными ей особенностями
синтеза и монументальности. Так было с каждой новой картиной художника, их восприятие не укладывалось
в стандартные рамки. Военным художником А.Михайлова сделало обостренное чувство памяти. Когда
с доброго благословения большого мастера Е.Ф.Белашовой, он был принят в Студию имени М.Б.Грекова,
ему не пришлось придумывать сюжеты для своих картин. Они жили в том остром воспоминании военной
юности, когда 15-летним мальчишкой вместе с одноклассниками он копал противотанковые рвы и ставил
"ежи" для защиты Москвы от врага. Военная тема была самой жизнью, но всякий сюжет в его трактовке
былвозвышен, как бы приподнят в своем духовном значении.  

Вспомним хотя бы все ту же известную «Колыбельную» (1965), со вторым названием «Тревога». Изобразив
в картине мадонну военных лет, художник смог оторваться от чистого факта и достиг высоты такого
художественного обобщения, когда выверенная точность образа становится общечеловеческим достоянием,
сполна выражающим авторскую мысль и чувства.


      Михайлов А.С.
Юность грековцев. 1983
Холст. Масло.

 

Та же история с картиной «Юность грековцев» (1983). Художник даже и не скрывает приема живописного
«оживления» старой фронтовой фотокарточки, где были изображены художники Студии, встретившиеся
в мае 1945 года у Бранденбургских ворот».

Да, это молодые грековцы, словно говорит нам, художник, но это и все другие, которые победили, и также
были счастливы в эти дни. Любой детали в своих картинах А.Михайлов отводит важное место, и стремится
не допускать случайностей, ибо всякий предмет на его полотне сохраняет и концентрирует в себе черты,
несущие существенную для авторского намерения информацию.

И мы узнаем на картине атмосферу дивных берлинских пейзажей Н.Денисова, а в руках одного из грековцев -
Сергея Годыны - единственного живого свидетеля тех дней, видим веточку вербы. Она же здесь - и символ
жизни, и символ весны, и Победы.  Дарование А.Михайлова было чрезвычайно самобытным. В истории
живописи Студии имени М.Б.Грекова - он самый тонкий и загадочный мастер.


АЛЕКСЕЕВ Адольф Евгеньевич

Глубокое понимание внутренних коллизий жизненных явлений было свойственно еще одному художнику
Студии А.Алексееву. С момента прихода его в Студию в 1965 году всем, даже самым маститым
и прославленным художникам, стало ясно - в коллективе появился гений. Ждали каждой его работы,
удивлялись смелости его живописных трактовок, живописной свободе и целостности образов, рождавшихся
на его холстах. А Алексеев был художником - шестидесятником по сути,  стремление к синтезу, большой
форме, монументальности было интересно ему и накал "сурового стиля" ощущался во многих его работах.

И в то же время он был "другое дерево", говоря образным языком М.Таривердиева. Он со страстностью
отдается картине, что и обязывает его в рамках коллектива, известного своими традициями. Но в отличие
от своих коллег, его меньше всего волнует содержание своих картин, он осознает самоценность красоты
живописи, пластического языка картины, обыденное, повседневное он доводит в своих картинах до важного
и значительного через свет и тень, через воздушную среду, которую можно сравнить с волшебным
живописным сфуматто ренессансных художников.


Первые же картины, принятые у него Советом утвердили за ним славу художника с неординарным мышлением
и выразительным, только ему присущим живописным языком. Одной из первых появилась теперь уже широко
известная "Москва. Окружная" (1966). Этот военный пейзаж, во многом близкий по теме и мысли картине
А.Дейнеки, незаурядным талантом художника возведен в ранг тематической картины. Близость
к "первоисточнику" в данном случае не умаляет достоинств работы, а определяет степень его
самостоятельности в выборе изобразительных средств, в решении такой классически знакомой темы.


      АЛЕКСЕЕВ А.Е.
Москва. Окружная.1941 год. 1966
Холст. Масло.

 

В творчестве А.Алексеева всегда поразителен цвет. Полное владение цветом и тоном было привилегией
этого художника, дарованной ему Богом. Это относилось и к его большим тематическим холстам
("Добровольцы", "Проводы" и др.) и к самым маленьким, но неизменно тонким пейзажным этюдам,
портретам и натюрмортам. В каждую работу он привносил столько чувства, что даже самый незначительный
сюжет вырастал в его работе до значимого. А.Алексеев был ищущим художником, много экспериментировал 
на холсте, часто становясь непонятным для зрительского восприятия. У него была блестящая память,
он вынашивал свою будущую картину в деталях в своем воображении, а на холсте, многое, как ему
казалось малозначительное, опускал.

Во внешней "пустынности" его работ, часто вызывавшей раздражение невоспитанного глаза, скрывалась
только ему понятная и необходимая живописная найденность. И по сегодняшний день А.Алексеев
остается живописцем, творчество которого не вполне дооценено своим временем.



СЕВОСТЬЯНОВ Геннадий Кириллович


В жанре военно-героического пейзажа утверждает себя художник Г. Севостьянов. Он относится к тому разряду
мастеров, которые также выражают себя, прежде всего через живописное начало. Одна из первых его картин
в Студии "Солдатское утро" (1972) стала большой творческой удачей художника, классикой подобного жанра.
Точно подмеченный мотив, прекрасная компоновка фигур в пейзаже, ритмическая организованность холста
и, конечно же, его удивительно тонкий колорит - вот те слагаемые успеха, которые принесли большую
популярность этой работе художника.

Успех сопутствовал и другой картине Г.Севостьянова "Тревожный 1941-й год" (1982). Здесь художник
достигает решения темы синтезом всех средств художественной выразительности от ее идейной
оправданности до самой маленькой детали в композиции холста. Для художника все детали важны,
они строго продуманы и отобраны. А главная из них - широко известный плакат первых дней войны,
вживленный художником в структуру напряженного пригородного пейзажа - приобретает глубокую
символическую емкость. 

        Севостьянов М.К.
Солдатское утро. 1972
Холст. Масло.

 

Но больше всего Г.Севостьянов любил писать море. Он часто ездил на Северный флот. Его морские
пейзажи эпичны, как суровые сказания. Всегда большие по размеру, они кажутся оправданными в своих
масштабах живописным решением. Любимый ученик известного педагога Д.Мочальского, Г.Севостьянов
всегда отличался сложной живописной лепкой холста. Его картины не всегда были благообразные
на взгляд обывателя, но  его большой живописный дар был всегда понятен и виден профессионалам.
С позиций времени уже очевидно, какой недюжинный творческий потенциал был у этого мастера, как
в сложном поиске своей темы он реализовался в искусстве.

Дизайн и разработка сайта —Студия Веры Шевченко
Программирование — Компания {МаркетСофт}