СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
имени М.Б. ГРЕКОВА

О студии /  История Студии /  Романтические эксперименты 70-х — 80-х



 

Романтические эксперименты 70-х — 80-х

 


В 1970-80-е годы в отечественном искусстве начинают формироваться многие сообщества художников,
формирующие собственные стилевые, языковые, понятийные нормы. Грековцы, по-прежнему связанные
тесными узами с академическим, классическим пониманием реализма, начинают понемногу внедрять
те или иные образы и приёмы в своё искусство. Рязанов, Антонов, Алексеев – художники Студии, наиболее
ярко заявившие о своих художественных поисках.

Сюжетно-тематическая картина как жанр становится ведущей в творчестве грековцев, обретая в работах
наиболее талантливых художников свои неповторимые стилистические черты. Здесь уместно  еще раз
назвать имена таких больших мастеров как М.Самсонов, В.Дмитриевский, Е.Данилевский, Н.Присекин.
Каждый из них идет в творчестве своим путем, имеет свои художественные приоритеты, но все вместе
они составляют основу этого жанра в советском искусстве этого периода в героико-патриотическом
преломлении темы.


САМСОНОВ Марат Иванович

Очень мощно и интересно работает в эти годы М.Самсонов. После смерти Н.Н.Жукова он становится
художественным руководителем Студии, а творчество его выходит на новый стилистический уровень.
Даже в работах на тему ВОВ, где он был так силен и так утвердился в своих творческих завоеваниях
в 50-60 годы, он идет по пути поиска нового изобразительного языка. В картинах "Дороги войны" (1973),
"Возрождение (Сеятели)" (1980), "В боях за Отчизну" (1987) М.Самсонов смело идет по пути художественных
обобщений. Его творческое мышление все больше нуждается в символе.

      Самсонов М.И.
Возрождение (Сеятели) 1985
Холст. Масло.

В картине "Возрождение (Сеятели)" - солдаты превращены художником в былинных богатырей. Это
землепашцы, создатели, с думой о вечном непреходящем движении жизни они сеют хлеб на истерзанной
войной земле, мечтают о счастье, о детях, о новых мирных веснах. В этой картине М.Самсонова зазвучал
эпос народной борьбы за созидание. Это было современно, созвучно времени, художественно выразительно.
Масштабность мышления, гармонично слитая с художественной формой, стала узнаваемым признаком
картин этого большого мастера живописи. Для многих художников она являлась примером для подражания
в лучшем понимании этого слова.


Таутиев Владимир Бадчериевич

Очень плодотворно работает в эти годы В.Таутиев. В избранной им историко-революционной тематике
он достигает большой художественной цельности. "Красный Кавказ" (1972),  "Интересная книга" (1980),
"Октябрь в Северной Осетии" (1982), "Напутствие" (1983) - эти и другие работы объединяются в серию
полотен, где художник средствами тонкой по красоте живописи воссоздает многогранную картину сложных
революционных преобразований на Северном Кавказе. Большой природный живописный дар больше
склоняет художника от тематической картины в сторону эпического пейзажа, который иногда поражает
виртуозной смелостью. В отдельных случаях сочетание темы и с блеском разработанного в картине
природного мотива порождает большую творческую удачу. "Май 1945 года" (1984), "Ветераны" (1989) -
картины, олицетворяющие живописный потенциал художника В.Таутиева.


УСЫПЕНКО Юрий Федорович

Нельзя обойти вниманием еще одного художника, чье молодое полное сил дарование сразу стало
заметным явлением в художественной жизни Студии с его приходом в коллектив. Ученик известного
живописца профессора В.Г. Цыплакова, чье влияние он считал благотворным, Ю.Усыпенко сразу заявил
о себе картиной, которая давала новое прочтение историко-революционной темы. 


      Усыпенко Ю.Ф.
Секретарь райкома. 1973
Холст. Масло.

Его "Секретарь райкома" (1973) - это не патетический образ героя революционных дней, а приближенный
к пониманию человек с его заботами, проблемами и сомнениями. Очень веришь в искренность художника
в его обращении к этой теме, веришь в понимание им живописных задач, веришь в идейность героев
его картины. Оглядываясь на все, что было создано грековцами в рамках этой темы, понимаешь, что это
одно из лучших произведений не  только в творчестве самого Ю.Усыпенко. Он был очень последовательным
в раскрытии историко-революционной темы, и мы знаем еще целый ряд его несомненных удач, таких
как картины "На защиту революции" (1982), "Комиссар" (1975), "Революционный Петроград" (1984),
но "Секретарь райкома", несомненно, остается вершиной его творческих завоеваний. К сожалению,
Ю.Усыпенко очень рано ушел из жизни, он не имел никаких высоких званий и наград, но все его творческое
наследие показывает, что это был художник большого дарования и он оставил заметный след в творческих
завоеваниях грековцев.

РЯЗАНОВ Юрий Филиппович

Аналогичной была и творческая судьба Ю.Рязанова - художника-графика огромного творческого потенциала.
Он пришел в Студию после окончания творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством
известного мастера Е.А.Кибрика и принес с собой в Студию неиссякаемый заряд энергии и честной
бескомпромиссной принципиальности в искусстве, став на многие годы камертоном совести коллектива
военных художников. Подчас жесткий в своих суждениях, он искал свою непроторенную творческую стезю,
чаще всего, ступая по ее острым шипам босыми ногами. Его знали как автора графических серий "Ленин,
армия, революция", которые он делал вполне профессионально, был блестящим рисовальщиком и,
приезжая с учений незамедлительно "выдавал" одну за другой графические серии "Солдатская служба",
"Полигон", "Запад-81". "Солдат - это мой зритель",- любил говорить Ю.Рязанов. Будучи бунтарем
и экспериментатором по натуре он со смелостью окунулся в живописный эксперимент, создав целую
серию картин "Международные космические экипажи", закрепив эту живописную эпопею очень неожиданным
по стилю портретом-картиной о Ю.Гагарине - "Первый" (1980).


      Рязанов Ю.Ф.
7-й интернациональный экипаж. 1982
Холст. Масло.

В его картинах все было празднично, красочно и оптимистично, но мало кто знал, какие мучительные
сомнения терзали душу художника. За рамками выставок и художественных советов остались его
камерные работы, открывающие мастера полного творческих сомнений, художника с большим и нежным
сердцем, которое он тщательно скрывал за официальной витриной социального заказа. Ю.Рязанов,
безусловно, очень значительная личность в художественной среде 1970-х годов. Но его творческая
вершина оставалась впереди, и это очень наглядно показала посмертная выставка художника с его
любимым названием "Мой зритель".




Графика была в 1970-80-е годы очень востребованным видом искусства в армейской среде. В Студии
комплектовались альбомы из авторских тиражированных листов самой различной тематики и отправлялись
в войска, где они были весьма необходимы, как для оформления Ленинских комнат, теперь именуемых
комнатами досуга, так и для самого простого применения в качестве художественного оформления
казарм, рабочих кабинетов, мест отдыха солдат и офицеров. И в этом не было ничего приземленного,
унижающего искусство. Этим мобильным видом выполнялась большая воспитательная и эстетическая
задача, что ставит графику в разряд ценнейших достижений в работе Студии для войск.


АНТОНОВ Сергей Георгиевич

Очень активно и на хорошем профессиональном уровне работает в этот период С.Антонов. Героями
многочисленных запомнившихся по выставкам графических серий этого мастера становятся "Ракетчики".
Он постоянно ездит в ракетные войска, он там "свой" родной человек. Он изучает трудную службу и жизнь
ракетных войск. Часто находясь с ними рядом, он полюбил людей этой сложной военной профессии.

В замечательной линогравюре "Сильные духом" (1974), которая стала символическим олицетворением
воина-ракетчика, выявились и лучшие творческие возможности самого художника - решительная линия
рисунка, образная ритмическая  композиция. Целая серия графических листов "Люди у пультов" (1975-76) -
убедительно раскрывают характер героев художника, их ежеминутную ответственность за жизнь страны.
Так сложилось в судьбе художника С.Антонова, что знают его в большей степени как графика, именно
она принесла ему широкую известность. Но сам он считает себя живописцем, и многие картины
подтверждают за ним это право: "Волнующие минуты" (1979), к "Просторам вселенной" (1979),
"Ракетчики" (1970), также целая живописная сюита пейзажей Подмосковья, которая раскрывает
в С.Антонове большое лирическое начало.


ЩЕРБАКОВ Виктор Николаевич


В графических альбомах большими партиями, отправлявшимися Студией в войска и на флот, часто
можно было видеть и нетиражную графику. Акварель, как уникальное произведение представляла в этом
смысле особую ценность. Большим мастером акварели был грековец В.Щербаков. Любимой темой его
творчества было море. Он был частым гостем на флотах, жил на кораблях по полгода, привозя
из творческих командировок объемные папки своих художественных впечатлений. Здесь и чистый пейзаж -
"марина", и сюжетные композиции, романтизирующие труд военных моряков, и портреты матросов,
старшин и офицеров.


      Щербаков В.Н.
Боевой пуск. 1995
Бумага. Акварель.

Акварельные сюиты В.Щербакова имеют свою большую непреходящую ценность во всем творческом
наследии грековцев.

Дизайн и разработка сайта —Студия Веры Шевченко
Программирование — Компания {МаркетСофт}