СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
имени М.Б. ГРЕКОВА

О студии /  История Студии /  Лирика 1940-ых




Лирика 1940-ых

Как и всему отечественному искусству периода 1940-ых гг., творчеству грековцев свойственно простое
отношение к радостям жизни, истинное значение которых открылось после суровых лет войны. Яркими
представителями этого явления стали Б.М. Неменский и В.К. Дмитриеский.


Борис Михайлович НЕМЕНСКИЙ

Картины Б.М. Неменского "Мать" (1945), "О далеких и близких" (1949), "Сестры наши" (1953) - написаны
языком спокойного повествования, доверительной беседы со зрителем, но говорят о самых высоких
нравстевенных ценностях - о силе материнской любви, нежности, сострадании, о светлых надеждах
и мечтах. 


      Неменский Б.М.
Мать. 1945
Холст. Масло.

Находящаяся сегодня в Государственной Третьяковской галерее картина "Мать" стала пятым
вариантом - столь мучительным был процесс создания станкового полотна для художника, за спиной
которого был только опыт фронтового рисунка.  Б.Неменский сумел раскрыть в этой работе одну
из главных граней своего дарования, определяемого как лирическое начало, Этот художник всегда был
чрезвычайно последователен в выражении своей художественной концепции, он постоянно развивал
и углублял в своих работах тему "Человек на войне", и, когда в 1957 году он выставил на художественно-
экспертный совет свою большую картину "Земля опаленная", где драматическая коллизия не оставила
места привычной патетике, и это не понравилось военному руководству , Б.Неменский нашел в себе
мужество принципиально отстаивать свое видение войны, и, не найдя понимания, ушел из состава
Студии, о чем можно только сожалеть.


      Неменский Б.М.
Земля опаленная. 1957
Холст. Масло.

 

Виктор Константинович ДМИТРИЕВСКИЙ

Выразительны и запомнившиеся с первых же выставок картины В.Дмитриевского. Чем-то близкий
к Б.Неменскому, он - чистый лирик в военной теме. И хотя его дипломная работа по окончанию
художественного института имени В.И.Сурикова в 1951 году "Сталинградская переправа" написана
по всем законам батального жанра, он делает акцент на пейзажный фон. Волга с израненными
снарядами берегами, горящим на горизонте силуэтом города, вскипающая от разрывов бомб, кажется,
стонет по-человечески. Пейзаж несмотря на наличие прекрасно написанных фигур, делается в картине
В.Дмитриевского главным действующим лицом.

        Дмитриевский В.К.
Сталинградская переправа
в 1942 году. 1951.
Холст. Масло.

Война открыла в душе этого художника - лирика, воспевающего непреходящую ценность окружающего
человека мира. Все его последующие картины выстроятся в стройную тематическую сюиту, названную
однажды кем-то очень метко "Родина и солдат". Наиболее ранними примерами таких работ, чрезвычайно
полюбившихся зрителями и не сходивших с цветных разворотов журналов того времени были картины
"Здесь стояли насмерть" (1955), "Улыбка весны" (1957), "В родных местах" (1958), "На привале" (1959).

В.Дмитриевскому принадлежит большая заслуга в том, что он утвердил пейзаж, как самостоятельный
жанр в военно-патриотическом искусстве, и сумел доказать военным руководителям его великую
воспитательную силу.

Дизайн и разработка сайта —Студия Веры Шевченко
Программирование — Компания {МаркетСофт}