СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
имени М.Б. ГРЕКОВА

О студии /  История Студии /  М.Б. Греков



В 1882 году родился Митрофан Борисович Греков (Мартыщенко) на Дону, на хуторе Шарпаевка
под Новочеркасском в семье младшего казачьего офицера в отставке.

Рисовать начал рано. В 1899 году, окончив Каменское училище, поступил в Одесское художественное
училище, где преподавали К. Костанди, Г. Ладыженский и др. Получал стипендию имени Р. Судковского
за успехи в учебе. После окончания училища в 1903 году уехал в Петербург с рекомендацией, которая
дала возможность поступить в Академию художеств без экзаменов. Свое художественное образование
Греков завершал в мастерской И. Репина, где заслужил премию имени А. Куинджи, а затем в батальной
мастерской Ф. Рубо. В 1908 году он в числе наиболее талантливых учеников был приглашен Рубо в качестве
помощника для реставрации панорамы «Оборона Севастополя». Оканчивая Академию уже после ухода
Рубо, он пишет дипломную картину на сюжет из казацкого быта «Волы в плугу» (1911), за которую получает
звание художника.

Первый год самостоятельной работы принес Грекову успехи на выставках и новую премию имени А. Куинджи.
Отбывая годичную воинскую повинность и после демобилизации, художник выполнил несколько картин,
посвященных истории русских гвардейских полков. В своих первых батальных произведениях заметно
стремление передать драматизм боевых эпизодов.

Призванный в 1914 году в армию, Греков всю первую мировую войну прослужил конным ординарцем
в казачьей сотне на германском фронте. Весной 1917 года после тяжелого ранения был демобилизован
и возвратился на родину, обосновавшись в Новочеркасске. В 1918—1920 годах, в период контрреволюции
на Дону, в картинах Грекова виден взгляд очевидца гражданской войны. В январе 1920 года Красная Армия
заняла Новочеркасск. По горячим следам этого события Грековым была написана картина «Вступление
в Новочеркасск полка имени Володарского» (1920), ознаменовавшая начало нового, советского периода
его творчества.

Добровольцем вступив в Красную Армию, художник руководит изокружком на военных курсах, ведет
просветительную и пропагандистскую работу, пишет картины из жизни красных партизан, разведчиков
и беднейшего казачества, помогавшего красноармейцам. В это же время появляются первые полотна,
посвященные Первой Конной армии. В начале 1920-х годов произошла встреча художника с К.Е. Ворошиловым,
в то время командующим Северо-Кавказским военным округом. Планы Грекова о создании цикла картин
«Гражданская война» получили поддержку. Ему был дан первый заказ на выполнение портретов героев
войны. К. Е. Ворошилов и в последующие годы проявлял большой интерес к творчеству художника,
постоянно заботясь о нем.

Неоценимую помощь в работе над главной темой Грекова — героический поход Первой Конной — оказали
ее руководители — С.М. Буденный и Е. А. Щаденко. Одна за другой пишутся картины, посвященные
конармейцам: «Красное знамя в Сальских степях», «В отряд к Буденному» (обе— 1923), «Разгром корпуса
генерала Кржижановского» (1924), «Взятие Новочеркасска», «Тачанка» (обе — 1925), «Вступление частей
Первой Конной армии в село Шаблиевку», «Удар Первой Конной под Воронежем» (обе — 1927), «Бой под
Егорлыкской» (1927—1928), «Трубачи Первой Конной» (1934) и многие другие.

После показа на седьмой выставке АХРР в 1925 году «Тачанки» и некоторых других работ Греков становится
членом Ассоциации. Ему был близок лозунг ахрровцев: «Художественно-документально запечатлеть
величайший момент в истории в его революционном порыве» и призыв к «героическому реализму».
В Новочеркасске Греков организует филиал Общества молодежи АХРР и руководит студией ОМАХРР.
В 1926 году художник демобилизовался из рядов Красной Армии, но его творческая связь с ней не прекращается.

В 1927 году на персональной выставке Грекова в Новочеркасске были показаны полотна «Бегство белых
из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку» и другие. В этом же году была написана картина
«Бой за Ростов у села Генеральский Мост». Вместе с несохранившимся монументальным полотном «Бой
за Ростов под Большими Салами» (1926) и первой советской диорамой «Взятие Ростова», исполненной
Грековым в 1929 году, она вошла в своеобразную трилогию, посвященную освобождению города. За создание
диорамы ветераны боев наградили художника именными золотыми часами.

В 1931 году Греков переехал в Москву. К этому времени он вместе с другими видными советскими художниками —
П. Котовым, Г. Савицким, И. Машковым — вышел из АХР, и стал членом новой творческой организации —
Союза советских художников. На первой выставке ССХ в 1932 году он представил шесть картин, посвященных
событиям гражданской войны и индустриализации.

Последние годы жизни Грекова прошли под знаком все усиливавшегося интереса к диорамной и панорамной
живописи. Однако, несмотря на огромные усилия, предпринимавшиеся художником, все его начинания
по разным причинам не получали завершения. И он продолжал работать в станковой живописи.
В 1933—1934 годах им были написаны картины «Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку противника»,
«Тяжелая атака под Батайском», «Нашли товарища», «Трубачи Первой Конной» и, наконец, «На Кубань» —
последнее большое произведение Грекова.

В 1934 году он получает заказ на исполнение вместе с руководимой им бригадой художников комплексной
панорамы «Перекоп», состоящей из четырех диорам. Во время подготовки этюдного материала в Крыму
27 ноября 1934 года Митрофан Борисович Греков скоропостижно скончался от сердечного приступа.
29 ноября был издан приказ наркома обороны К. Е. Ворошилова, где говорилось: «Красная Армия будет
хранить благодарную память о художнике Грекове — талантливом живописце гражданской войны», который
стремился показать «историческую правду, как он видел ее собственными глазами, и он знал, что эта
правда настолько прекрасна, что она не нуждается ни в каком искусственном приукрашивании. И поэтому
полотна художника Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром,
красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащимися навстречу смерти и победе, — навсегда
останутся ценнейшими живыми документами суровой и великой эпохи классовых битв».

В приказе предписывалось открыть посмертную выставку художника к 15-летию Первой Конной армии,
издать альбом его работ, а также организовать изомастерскую самодеятельного красноармейского искусства
имени М. Б. Грекова.

Дизайн и разработка сайта —Студия Веры Шевченко
Программирование — Компания {МаркетСофт}